Главная Психотерапия Стоматология Диагностика
Логин:  
Пароль:
Медицина Болезни Здоровье Препараты Методики Диагнозы Женское Ребенок Новости
Популярное на сайте
Оздоровление
Способы протезирования зубов

Способы протезирования зубов

В жизни любого человека может наступить момент, когда сверкающей белозубой улыбки невозможно добиться только при помощи регулярного лечения кариеса, тщательного ухода за деснами и отбеливания зубов. Такая ситуация может возникнуть при частичной или
23.11.18

Ссылки
Впереди майские праздники со всевозможными народными гуляниями. Безусловно, в них будут принимать участие родители с детьми. Как научить ребенка правилам осторожного поведения? Рекомендации "MedPulse.ru" дает начальник Центра культуры безопасности жизнедеятельности ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России, кандидат технических наук, полковник Эдуард Аюбов.

Ребенок с малых лет усваивает ряд табу: нужно быть воспитанным и вежливым с окружающими, нельзя грубить, обманывать, обижать слабого. Но на улице, когда дети остаются одни, царят свои законы и правила. Поэтому именно тихие и воспитанные малыши чаще всего подвержены опасности.

Что должны сделать родители, чтобы уберечь ребенка от беды?

Необходимо как можно раньше научить свое чадо соблюдать необходимые меры предосторожности, формировать культуру безопасности жизнедеятельности, развивать мировоззрение, позволяющее ориентироваться в самой разнообразной обстановке, анализировать опасные объекты и явления.

Необходимо объяснить ребенку, что на улице (когда он гуляет, идет в школу, в магазин), в транспорте и на остановке его могут поджидать опасности, что среди взрослых есть не только хорошие и добрые люди, но и плохие. Говорить об этом необходимо спокойно, не запугивая малыша.

Читайте по теме: Ребенок на даче. Шесть уроков безопасности

Гуляя с ребенком, обращайте его внимание на места, где его может поджидать опасность (пешеходный переход, неосвещенная улица, заброшенный или строящийся дом и т. д.). Объясняйте ему, что необходимо знать и как себя вести. А в следующий раз пусть ребенок сам пояснит вам, где его может поджидать потенциальная угроза, от кого она может исходить и что ему делать, чтобы избежать неладного.

В местах массового пребывания людей (народные гуляния, супермаркет, стадион) Оденьте малыша в яркую приметную одежду. Желательно, чтобы у вас была с собой его фотография.

Заранее договоритесь с ребенком и покажите место, где вы встретитесь, если потеряетесь в магазине или на площади. Для встречи можно выбрать яркие приметные витрины, указатели, вывески и прочее.

Старайтесь все время вести малыша за руку или идти так, чтобы он был впереди вас, и вы могли все время его видеть. Не разрешайте ребенку держать вас за полу одежды, рукав или ручку сумки, так легче всего потеряться.

Если малыш все же потерялся, то необходимо идти к условленному месту встречи и дать объявление по громкой связи, например: "Иванов Вася, мама ждет тебя у входа в магазин".

Дайте описание своего ребенка сотрудникам магазина или организаторам праздника, они помогут вам найти его. Научите малыша обращаться к охраннику, продавцу, администратору с просьбой провести к условленному месту встречи. Если вы увидели своего ребенка, постарайтесь не терять его из виду и быстрее начните продвигаться к нему.

Сотовый телефон Если у вашего ребенка есть мобильный телефон, вбейте в записную книжку тревожные телефоны: МЧС России - 01 (112); милиции - 02; скорой помощи - 03. Научите его в случае опасности нажимать вызов и первым делом проговаривать место, где он находится, а уже потом описывать все, что с ним происходит. Объясните, что ложный вызов делать нельзя, потому что когда действительно нужна будет помощь, ему уже могут не поверить.

Ваш  ребенок  должен знать ваш рабочий и сотовый телефон, телефоны ваших соседей, друзей. Для быстроты их набора научите ребенка пользоваться услугой "быстрый вызов". Объясните ему, что, например, номер 1 - сотовый мамы, номер 2 - сотовый папы и так далее. Ваш ребенок должен знать: как его зовут (имя, фамилия), как зовут родителей (имя, отчество) и где он живет (полный адрес).

Уважаемые родители! Помните, что безопасность ваших детей во многом зависит от вас - от того, научите ли вы своего малыша правильно действовать в опасной ситуации.

С самого раннего возраста постарайтесь выработать у ребенка определенные поведенческие алгоритмы, которые автоматически включатся в ситуации опасности.

Ваш ребенок должен знать:

- подходя к двери подъезда или квартиры, удостоверься, что рядом никого нет;

- ключи от дома доставай всегда заранее;

- не садись в лифт с подозрительными людьми. Если уже едешь в лифте, а такой человек вошел, нужно спокойно выйти на следующем этаже;

- вечером, когда идешь один (одна), избегай неосвещенных участков улицы. Идти надо быстро и уверенно, не выказывать страха. Если тебе страшно, можно подойти к женщине или к мужчине, который вызывает доверие, и попросить проводить тебя до многолюдной улицы, или подойти к пожилой паре и идти рядом с ними;

Читайте по теме: Большой стресс для маленького человечка

- если сзади идет подозрительный человек или группа людей, перейди на противоположную сторону улицы, не замедляй шаг и не подходи к кустам, деревьям или плохо освещенным местам.

- на прогулке избегай безлюдных мест, оврагов, пустырей, заброшенных домов;

- в автобусе, трамвае или в троллейбусе садись ближе к водителю, а в  электричке или в метро не садись в пустой вагон. Если в транспорт вошел (вошли) подозрительные личности, выходи в последний момент, не показывая заранее, что следующая остановка твоя;

- нельзя гулять или стоять близко к проезжей части дороги;

- не отвечай на предложение незнакомого человека подвезти, тем более не садись в машину, когда просят  показать дорогу;

- не бери ничего у незнакомых людей на улице, не реагируй на предложения чем-то угостить, сделать подарок, обещания показать что-то интересное. Если незнакомец настойчив, обратись к прохожим со словами: "Этот человек меня о чем-то спрашивает, но я его не понимаю. Может быть, вы лучше ему объясните?";

- если ты заблудился и тебе необходимо узнать, как куда-то пройти или проехать, то  лучше всего обратиться к сотрудникам милиции;

- если ты обнаружил подозрительный предмет (пакет, сумку, коробку), то не подходи и тем более не трогай его. О подозрительном предмете необходимо сказать взрослым.

Родители, помните: лучший пример - собственный. Ребенок бессознательно копирует ваше поведение, и если вы сами будете выполнять эти правила, он будет делать то же самое.

Илона Милова


Загорать "а ля топлес" можно, но далеко не всем женщинам и только соблюдая определенные правила, - утверждает кандидат медицинских наук, онколог, пластический хирург московского медицинского лечебно-диагностического центра "Здоровое поколение" Александр Владимирович БРАТИК.

Без верхней части купальника не воспрещается нежиться под солнцем только, если вам не больше 22-24 лет. При этом у вас не должно быть никаких заболеваний молочных желез. Солнечное излучение может ухудшить течение болезни и даже "перевести" недуг в злокачественную форму. Поэтому, если вы не собираетесь на пляже прятаться в тени и планируете загорать "топлес", прежде загляните к маммологу или онкологу. На солнышке не советую отказываться от купального бюстгальтера, если он прикрывает выступающую над поверхностью кожи родинку темного цвета, тем более, если это образование имеет неоднородную пигментацию, неровный контур. Лучи солнца могут сделать из такой мушки "слона" - превратить ее в источник онкологического заболевания. Купальник ни в коем случае не должен травмировать родинку.
 
И еще: загорать "топлес" под активным солнцем жарких стран не рискованно только для тех, кто родом из этих краев.
 
- Нужно ли соблюдать какие-то особые правила, когда загораешь на пляже "без верха"?

- Принимая солнечные ванны или находясь в тени, на грудь наносите средство для загара со степенью защиты, соответствующей типу вашей кожи. Кроме этого, для вас остаются актуальными все те рекомендации, которые вы, я надеюсь, соблюдали еще загорая на солнце в "полноценном" купальнике. Например, выходить на солнце только в утренние и вечерние часы, располагаться на лежаках, а не на песке или камнях. Но для любительниц позагорать "топлес" есть и дополнительные правила.  Не стоит подвергать грудь солнечному воздействию во второй фазе менструального цикла. В этот период в структуре молочной железы возникают существенные изменения из-за гормональной перестройки организма.

В первый день загара "без верха" общее время пребывания на солнце должно составлять 15-20 минут. Причем загорать можно не больше 5 минут, а потом на 20-30 минут удаляться в тень или в воду. Постепенно увеличивайте время на солнце, сохраняя получасовой перерыв. Начиная с 7-10-го дня можете проводить на солнце до трех часов в день. Но при этом дольше 20 минут подряд быть под прямыми солнечными лучами нельзя.
 
Женщины, у которых молочные железы увеличены за счет силиконовых протезов, этот график загара должны немного подкорректировать - каждый день на солнце им необходимо проводить на 5-7 минут меньше, чем другим загорающим "топлес". И дело здесь не в имплантате. Если он поставлен правильно, то состояние тканей молочной железы не ухудшится под воздействием на них солнца. Эти меры вызваны следующим: количество тканей груди не изменилось, но за счет того, что они растянуты, каждый их сантиметр получает больше солнечных лучей, чем грудь без имплантата. Если вы все же обгорели, прекратите прием солнечных ванн и обработайте грудь увлажняющим кремом. Воздержитесь от ношения прилегающей одежды, в том числе и бюстгальтера.

- Все эти рекомендации можно отнести и к загару "топлес" в солярии? 

- Я бы не рекомендовал загорать в солярии "без верха". В капсуле солярия источник излучения находится очень близко к телу и, в частности, к груди, что может быть небезопасно.

Увы, предвижу, что после этих слов мало кто откажет себе в удовольствии позагорать "топлес" в солярии. Поэтому предлагаю предпринять меры, которые хоть в какой-то степени защитили бы вас от вредного излучения.

Прежде всего, в солярии вовремя должны заменяться лампы. Средний срок их службы - 300-400 часов. Отработавшие положенный срок лампы начинают испускать лучи, способные привести к неблагоприятным изменениям в тканях молочных желез. Поэтому, прежде чем начать процедуру, поинтересуйтесь, как давно в последний раз заменяли лампы. Самой установить, сколько проработала лампа, невозможно, так что придется поверить на слово сотрудникам солярия. Следует также поинтересоваться, есть ли в солярии фильтры, защищающие от вредного излучения. Если нет - этот солярий вам не подходит.

В хорошем солярии непременно должен быть специалист с медицинским образованием, который проведет консультацию и выработает ваш индивидуальный график загара. При этом непременно уточните, что собираетесь загорать "а ля топлеc".



Когда вызывать «скорую» для ребенка. 6771.jpegВ доме появился младенец. Он еще долго не сможет сказать, если что-то с ним не в порядке. Но родители должны обратить внимание на некоторые симптомы и срочно вызывать врача. От этого может зависеть сама жизнь ребенка. Желудочно-кишечное кровотечение — это один из наиболее грозных симптомов, которые только отмечаются в практике врача.

Причин для рвоты, кровотечения, боли и поноса у ребенка может быть предостаточно. Вот некоторые из них. Как правило, виноват в этом - животик. Он - основа основ и самый главный показатель здоровья ребенка первых месяцев жизни. Итак, в чем причина?

Геморрагическая болезнь новорожденного В периоде новорожденности (а это тридцать дней) кровотечения из желудка могут возникать на фоне геморрагической болезни новорожденных из-за недостаточности витамина К, несовершенства свертывающей системы крови.

Читайте также: Двадцать мифов о беременности

Геморрагическая болезнь новорожденного до 7 суток чаще проявляется кровавой рвотой, дегтеобразным стулом, обильными "месячными" у девочек. Кровотечение может усиливаться и приводить к значительной потере крови, поэтому необходимо вызывать скорую помощь при первых его признаках. Поскольку грудное молоко содержит факторы свертывающейся системы крови — грудное скармливание не прекращают. Профилактика — введение в родильном доме витамина К внутримышечно.


Грыжа пищеводного отверстия диафрагмы

Это выпячивание желудка через щель или отверстие в диафрагме. Может быть врожденной и приобретенной. Часто грыжи пищеводного отверстия диафрагмы сопровождаются забросом содержимого из желудка в пищевод, что вызывает химический ожог и воспаление слизистой пищевода и желудка. Проявляется изжогой, приступами рвоты, часто с примесью крови, наличием крови в кале. У ребенка могут быть боли за грудиной, приступы одышки, кашель. При длительном течении дети могут отставать в развитии.

При тяжелом течении лечение оперативное. Во всех случаях подозрения на диафрагмальную грыжу детей госпитализируют в хирургический стационар.

Инвагинация, или "заворот кишок" Инвагинация — это внедрение одной части кишки в другую, в результате ущемляются сосуды внедренного участка, нарушается, а в последствии прекращается кровообращение. Если не лечить это состояние, развивается гангрена ущемленного участка. Заболевание проявляется внезапно. Ребенок жалуется на острую боль в животе, покрывается потом, выглядит бледным и беспокойным. Приступы длятся 5-10 минут, повышается температура тела. Рвота может повторяться несколько раз, изредка рвотные массы содержат темную или алую кровь с примесями слизи, небольшие сгустки, напоминающие смородиновое желе. Через 6-8 часов после начала заболевания может появиться стул в виде малинового желе. На ранних этапах возможно лечение путем раздувания кишечных петель. При успешном не оперативном лечении эпизоды инвагинации могут повторяться. Если инвагинат не удается расправить показано проведение операции.

Инородные тела Травмы ротоглотки и носоглотки, пищевода, желудка при проглатывании инородных предметов могут приводить к значительным повреждениям и кровотечению. Необходимо срочно обратиться за врачебной помощью.

Инфекционные колиты Дизентерия, сальмонеллез и др. обычно начинаются остро. Ребенок слабеет, нарастает обезвоживание. Растет температура, появляется кровь в кале. В зависимости от выраженности кровотечения состояние ребенка может быть от удовлетворительного до крайне тяжелого, но в любом случае требуется госпитализация в инфекционное отделение.

Дивертикул Меккеля Непостоянно встречающееся выпячивание стенки подвздошной кишки. Меккелев дивертикул появляется, если проток, необходимый только в течении первого месяца развития плода, сохраняется на протяжении всей беременности, вплоть до рождения ребенка. Иногда дивертикул остается прикрепленным к пупку, тогда петли кишечника могут закручиваться вокруг него, вызывая кишечную непроходимость. Наиболее частыми симптомами Меккелева дивертикула служат кровотечения из прямой кишки или кровавые испражнения. Они могут время от времени повторяться или возникать внезапно. Первые испражнения обычно черные, дегтеобразные, в последующих появляется темная (алая) кровь. Кровотечение может сопровождаться тошнотой и рвотой.

В отличие от других желудочно-кишечных кровотечений, при дивертикуле Меккеля не бывает кровавой рвоты, боли в животе умеренные, кровь в стуле без примесей слизи. Вначале симптомы соответствуют проявлениям острого аппендицита. Профилактики кровотечений при дивертикуле Меккеля не существует. Необходимо рентгенологическое исследование кишечника с рентгенконтрастным веществом. При повторных и стойких кровотечениях лечение оперативное.

Кровотечение из вен пищевода У новорожденных может развиваться на фоне пупочного сепсиса. Кроме того, при заболеваниях печени нарушается выработка факторов свертывающей системы крови. Для диагностики этого состояния важно: наличие у ребенка признаков заболевания печени, увеличенной селезенки, желтушность кожных покровов. Кровотечение обильное, угрожающее жизни ребенка, рвотные массы алого цвета.

Когда вызывать «скорую» для ребенка. 6772.jpegНеспецифический язвенный колит Встречается у детей любого возраста, чаще у мальчиков. Чаще имеет первично хроническое течение. В периоды обострения в стуле появляются примеси крови в виде отдельных сгустков или кровянисто-слизистый понос. Кроме того, присутствует болевой синдром, повышение температуры, снижение аппетита, учащение стула от 3 до 10 на сутки. Акт дефекации сопровождается резкой схваткообразной болью. Применение антибиотиков не вызывает улучшения состояния.

Как правильно ждать "скорую" Любой ребенок с кровавой рвотой, стулом или кровотечением из прямой кишки должен быть немедленно осмотрен врачом и обследован лабораторно для исключения инфекционных заболеваний. До приезда "скорой" ребенку нужен абсолютный покой и постельный режим.

До приезда "скорой помощи" не поите и не кормите ребенка, ни в коем случае не промывайте желудок и не ставьте ему клизмы.Елизавета Васильева


Учим ребенка читать. 7081.jpegЛетняя пора — время отпусков. Если в семье есть малыш дошкольного возраста, то некоторые родители стараются начать учить его читать или подтянуть в этом навыке. Но как это сделать лучше и успешнее? Прежде всего, надо избавиться от множества заблуждений и развеять рой мифов и предрассудков

Доводилось ли вам встречать взрослых или даже детей школьного возраста, которые не умели бы читать? Вряд ли! Все детки, кто раньше, кто позже обычно без особых проблем овладевают навыками чтения. При этом, пожалуй, ни одна область детского развития не связана с таким количеством мифов и разнообразных предрассудков, как обучение чтению. Связано это с модой последних десятилетий на раннее развитие, принципиально изменившее отношение к способности маленьких детей обучению вещам, которые традиционно считались доступными лишь школьникам. Чтение оказалось той сферой знаний, где достижения малыша и его родителей выглядят особенно убедительно. С другой стороны, многие относятся к раннему обучению чтению негативно, полагая, что знакомить детей с основами грамоты можно не раньше шести лет. Спор между консерваторами и сторонниками прогресса продолжается. Вот его аргументы.

Читайте также: Приучаем малыша к горшку Когда начинать? Миф прогрессивный: Начинать учить детей читать нужно как можно раньше. В идеале — уже на первом году жизни. При должном старании родителей, ребенок может научиться читать практически тогда же, когда и говорить. Ведь в первые годы жизни, когда мозг активно растет и развивается, малыша без труда можно научить практически чем у угодно. Миф консервативный: Ни в коем случае нельзя учить детей чтению раньше пяти-шести лет. До этого возраста ребенок неспособен к звуко-буквенному анализу и просто автоматически запоминает слова, а значит, будет не осознанно читать, складывая буквы в слоги и слова, а лишь угадывать написанное. У таких детей в школе часто бывают проблемы с обучением русскому языку.
Миф ответственных родителей: Если ребенок не умеет читать, это является свидетельством родительской безответственности. У заботливых родителей дети начинают читать раньше, чем ходить! На самом деле: Единого возраста начала обучения чтению, собственно говоря, не существует. Ребенок сможет научиться учиться читать тогда, когда его мозг будет к этому готов, а это зависит от множества причин:• Пола — девочки начинают читать раньше мальчиков• Ведущей руки — левши и амбидекстры учатся в другие сроки, чем правши• Ведущего канала восприятия — визуалы становятся самостоятельными читателями раньше аудиалов и кинестетиков.• Темперамента — гиперактивного шустрика сложнее усадить за букварь, чем спокойного уравновешенного малыша. Точно известно, что не нужно начинать знакомство ребенка с письменной речью раньше, чем он овладеет устной. Обычно это происходит между двумя и тремя годами. На это указывают следующие признаки:• Малыш обладает достаточным словарными запасом, чтобы выразить свои мысли и потребности• Говорит полными распространенными предложениями• Не путает личные местоимения, времена глаголов, согласует между собой части речи• Четко выговаривает большую часть звуков (незначительные артикуляционные дефекты не являются препятствием для обучения чтению) Важно:Если у крохи есть серьезные логопедические дефекты (задержка речевого развития, заикание, серьезное нарушение артикуляции), проконсультируйтесь с логопедом прежде, чем начинать обучение. Не стоит и чересчур затягивать с началом обучения уже потому, что, несмотря на все увещевания педагогов, психологов и физиологов, любая мало-мальски приличная школа отдает предпочтение "абитуриентам", овладевших азами чтения. То есть, оптимальный возраст для начала обучения чтению — с учетом индивидуальных особенностей ребенка — от трех до пяти лет.

Как учить? Миф прогрессивный: Обучение по букварю неэффективно и несовременно! Учить ребенка читать нужно по современным развивающим методикам (кубикам Зайцева, карточкам Домана, пособиям Монтессори, Тюленева, Никитина и т. д.). Лишь они могут научить маленького ребенка читать быстро и без насилия.
Миф ленивых родителей: Когда ребенок научится читать самостоятельно, родителям не нужно будет постоянно тратить время на чтение вслух. На самом деле: Даже освоив грамоту и научившись складывать буквы в слова, кроха еще долго, возможно не один год, будет нуждаться в вашем чтении. Ведь от первого слова до первой самостоятельно прочитанной книги расстояние не меньше, чем от первого шага до восхождения на Эверест. Миф консервативный: Новомодные пособия учат ребенка не читать, а угадывать! Учиться нужно по проверенным временем традиционным азбукам и букварям, соответствующим методическим рекомендациям и скоординированных с детсадовской и школьной программой. Только по таким пособиям можно научить ребенка, не навредив ему. На самом деле: Идеальных пособий практически не существует. И, если автор той или иной методической разработки утверждает, что лишь его пособие можно использовать для обучения чтению — это не более, чем рекламный ход. Самое разумное — заранее ознакомиться со всеми существующими методиками и сочетать те их элементы, которые кажутся вам наиболее приемлемыми и нравятся вашему малышу. Многое зависит и от возраста. Так, например, малышам от двух до четырех лет можно давать в качестве игрушек магнитную азбуку и показывать карточки с написанными на них словами, а детям от четырех до пяти больше подойдут традиционные буквари в сочетании со складовыми кубиками Зайцева. Обратите внимание: Если та или иная методика категорически не подходит ребенку, вы спокойно можете заменить ее на любую другую. Однако не стоит постоянно кидаться из крайности в крайность: так вы только собьете малыша с толку и надолго отодвинете тот счастливый день, когда он прочтет свое первое слово.

Учим ребенка читать. 7082.jpegДля чего учить? Все буквы знает, а не читает — значит ленится? На самом деле: Маленькие дети часто запоминают название букв, как запоминают названия любых других предметов или явлений, но еще не понимают, что с ними нужно делать. Пока малыш не осознает, что буквы нужны для обозначения звуков, он не сможет научиться читать. Скорее всего, он пока еще просто не дорос до обучения чтению. Миф прогрессивный: Обучение чтению способствует развитию всех отделов мозга, формирует межполушарные связи. Чем раньше ребенок научится читать, тем выше будет его интеллект, тем больших успехов он сумеет добиться в жизни. На самом деле: Действительно, обучение чтению является мощным стимулом для развития интеллекта, однако далеко не единственным. Рисование, пение, катание на велосипеде или плавание не в меньшей степени способствуют развитию мозга. С другой стороны, преждевременное и чрезмерно интенсивное обучение активизирует работу левого полушария, отвечающего за абстрактное мышление, подавляя деятельность правого, "творческого".Миф консервативный: Уметь читать нужно, чтобы хорошо учиться в школе. На самом деле: Безусловно, без беглого чтения невозможно нормальное обучение, однако было бы неверным считать это единственным мотивом для раннего обучения чтению. Уметь читать нужно, в первую очередь, для того… чтобы читать. Письменная речь — форма коммуникации, без которой немыслима наша цивилизация, и, чтобы нормально существовать в социуме, любому человеку необходимо ей овладеть.

Галина Дарько


Детский рахит приходит, как правило, осенью или зимой, а с началом лета постепенно затихает. Однако бывают и исключения. Рассказывает главный педиатр Москвы, доктор медицинских наук, профессор Анатолий Михайлович ЗАПРУДНОВ.

Если малыш в первые месяцы своей жизни становится беспокойным, вздрагивает при громких звуках или вспышках яркого света, его головка сильно потеет во время сна, то, по всей видимости, у него начинается рахит.

Причиной этого заболевания является дефицит витамина Д, играющего очень важную роль в формировании костной ткани. Если этого витамина не хватает, организм плохо усваивает соли фосфора и кальция, а это ведет к нарушению роста костей, изменениям в работе внутренних органов и прежде всего нервной системы.
Рахит поражает младенцев в возрасте между двумя месяцами и двумя годами. Особенно страдают от него дети, которых по каким-либо причинам мамы не кормят грудью, недоношенные и маловесные ребятишки и те, кто живет в экологически неблагополучных регионах. На одних территориях заболевает каждый десятый ребенок, на других - каждый третий. Кроме того, к развитию рахита может привести дефицит солей кальция и фосфора, многих других микроэлементов, витаминов, белков и аминокислот.

Болезнь начинается с симптомов, о которых я рассказал в начале беседы. Через две - три недели у ребенка обнаруживается мягкость краев костей черепа, снижается тонус мышц. С течением времени все эти симптомы прогрессируют, все более заметным становится отставание ребенка в психомоторном развитии. Быстро развиваются костные изменения: образуются лобные и затылочные бугры, голова приобретает квадратную или ягодицеобразную форму. Могут возникнуть деформации лицевой части черепа - седловидный нос, «олимпийский» лоб. Зубы прорезываются с запозданием, легко поражаются кариесом.

Начинает деформироваться грудная клетка. На ребрах в местах соединения хрящевой и костной тканей образуются «четки», формируется «куриная грудь», появляются признаки кифоза, лордоза, сколиоза. Реберные края разворачиваются вперед в виде полей шляпы. Конечности под тяжестью веса ребенка изгибаются и приобретают О-, К- и Х-образную форму. Одновременно со всем этим развиваются сопутствующие признаки болезни: гипотония мышц, железодефицитная анемия, нарушения в работе сердца, легких, увеличение печени и селезенки. Замедляется выработка условных рефлексов, а приобретенные рефлексы ослабевают или совершенно исчезают.

Существуют еще так называемые рахитоподобные заболевания, которые могут возникнуть и на втором, и на пятом году жизни ребенка. Они тоже связаны с нарушениями обменных процессов и излечиваются повышенными дозами препаратов витамина Д. Кроме того - и это непременно должны учитывать педиатры, - к снижению содержания витамина Д в организме и развитию рахита может привести прием его антагонистов - противосудорожных и некоторых других препаратов.
А теперь от теории мне хотелось бы перейти к практике. Женщинам важно знать, что профилактику рахита нужно начинать еще до рождения ребенка. Во время беременности происходит адаптация фосфорно-кальциевого метаболизма к потребностям плода. Общий уровень кальция в организме будущей мамы уменьшается примерно на восемь процентов по сравнению с содержанием его до момента беременности. Начиная с тридцатой недели потребности плода в кальции существенно возрастают. Они удовлетворяются за счет материнского резерва, накопленного в предшествующий период. А между тем маме следует позаботиться о новых запасах - они понадобятся, когда малыш появится на свет и станет питаться ее молоком.
С первых же дней жизни ребенка нужно позаботиться о его полноценном питании. Оптимальным для детей грудного возраста является, безусловно, естественное вскармливание, хотя бы в первые недели после рождения. Такие малыши болеют рахитом намного реже, чем вскармливаемые искусственно. Однако и те, и другие в целях профилактики нуждаются в дополнительных дозах витамина Д, поскольку возможности выработки его у них еще слабы. Применять препараты этого витамина нужно очень осторожно и строго по назначению врача, потому что его избыток не менее вреден, чем недостаток. Дети, находящиеся на вскармливании адаптированными смесями, содержащими все необходимые витамины и микроэлементы, в дополнительном приеме витамина Д не нуждаются.

Профилактику рахита в средней полосе России проводят, начиная с трех-, четырехнедельного возраста до полутора - четырех лет во все сезоны года, исключая летний период. Неблагоприятные погодные условия, особенно в северных регионах, могут стать показанием к проведению профилактики и в летние месяцы.
Лечебное воздействие у детей с рахитом направлено на устранение дефицита витамина Д и нормализацию фосфорно-кальциевого обмена. Существуют два типа этого вещества, которые дают детям: витамин Д2, или эргокальциферол растительного происхождения и витамин Д3, или холекальциферол животного происхождения. Дефицит кальция ликвидируется назначением пищевого рациона, обогащенного кальцием или медикаментозными добавками кальция.

Малыш, страдающий рахитом, нуждается также в полноценном питании и дополнительном приеме витаминов С и группы В. Детям, находящимся на естественном вскармливании, необходимы препараты кальция хлорида. При мышечной гипотонии применяют дибазол, прозерин.
Диета зависит от возраста больного ребенка. Лучшим вариантом является естественное вскармливание или кормление сцеженным грудным молоком. Это особенно необходимо недоношенным детям, которые, как правило, болеют рахитом. С четвертой недели ребенку следует регулярно давать овощные и фруктовые соки, а с четырех - пяти месяцев - овощное пюре. С 3,5 месяца можно давать яичный желток.
Спустя две недели от начала медикаментозной терапии в комплекс лечебных мероприятий всем больным детям включают массаж и лечебную физкультуру. После обучения родителей технике массажа и комплексу упражнений эти процедуры продолжают в домашних условиях в течение полутора – двух месяцев. После курса витамина Д2 может быть назначено облучение ртутно-кальциевой лампой. Облучение УФ-лампой осуществляется только после определения индивидуальной чувствительности ребенка к ультрафиолетовым лучам. В период приема витамина Д ультрафиолетовое облучение проводить не следует.

Детям старше полугода целесообразно делать лечебные ванны - хвойные, соленые или из отвара трав.
Хвойные ванны полезны возбудимым детям. В 10 литров воды с температурой 36 градусов Цельсия добавляют одну чайную ложку натурального жидкого хвойного экстракта или стандартную полоску брикета. Первую ванну проводят в течение 5 минут, затем время удлиняют до 6 - 10 минут. Всего на курс рекомендуют 12 - 15 ванн. Их проводят ежедневно или через день.

Соленые ванны лучше делать детям с выраженной пастозностью подкожной жировой основы, вялым и малоподвижным. На 10 литров воды с температурой 35 - 36 градусов Цельсия растворяют две столовые ложки морской или поверенной соли. Первая ванна длится до 3 минут, последующие - не более 5 минут. Соленые ванны проводят через день, всего 8 - 10 процедур. После такой ванны ребенка обливают пресной водой.
Ванны из отваров лечебных трав рекомендуются детям с сопутствующим экссудативным диатезом. Используются листья подорожника, травы череды, ромашки, корень аира, кора дуба, которые смешивают в равных количествах и заваривают из расчета столовая ложка смеси на один литр воды.

ДЛЯ СПРАВКИ:
Физиологические суточные потребности в витамине Д, по данным Всемирной организации здравоохранения, составляют:
для взрослых - 100 МЕ
для детей - 400 МЕ
для беременной или кормящей женщины - 1000 МЕ.

МЕ - это международная единица измерения антирахитического эффекта, равная 0,025 мг. 1 мг = 40 000 МЕ.

Содержание витамина Д3 в продуктах питания из расчета на 100 г:

рыбий жир трески - 10 000 - 20 000 МЕ
рыбий жир тунца, сардин - 2400 МЕ
яичный желток - 200 - 500 МЕ
сливочное масло - 10 - 100 МЕ
молоко - 5 - 80 МЕ.

Андрей ИВАХНОВ,
«Женское здоровье»




Каталог медицинский - журнал онлайн © 2012-2018 Все права защищены.Копирование материалов разрешено при условии установки активной ссылки на "http://katalogmedik.ru". Интеллектуальная собственность юридически защищена Каталог медицинский


Яндекс.Метрика