Главная Психотерапия Стоматология Диагностика
Логин:  
Пароль:
Медицина Болезни Здоровье Препараты Методики Диагнозы Женское Ребенок Новости
Популярное на сайте
Препараты,инструкции
Аскофен п

Аскофен п

Внимание! Перед применением препарата вы должны проконсультироваться с врачом. Настоящая инструкция предназначена исключительно для ознакомления. Инструкция по применению препарата Аскофен п   Наименование: Аскофен п (Ascophen P)  
22.05.17

Курантил

Курантил

Внимание! Перед применением препарата вы должны проконсультироваться с врачом. Настоящая инструкция предназначена исключительно для ознакомления. Инструкция по применению препарата Курантил Наименование: Курантил (Curantil) Фармакологическое
20.05.17

Лучшие статьи
Ссылки

Спасение в Альтуизме

14.04.17 | Категория: Новости

Спасение в Альтуизме
Наука знает о человеке почти все. До клеточки, до молекул изучено человеческое тело. Прослежены сложнейшие химические процессы, в нем протекающие, просчитаны, переведены на язык цифр законы наследственности. Но что мы знаем о душе? И есть ли она вообще? А если нет, то что так радуется и воспаряет, болит и щемит где-то там, внутри, не поймешь даже где? И почему одни способны сочувствовать, сопереживать, болеть чужой болью, а другие о ней знать не знают и ведать не ведают? И вообще, нужна ли она, эта боль? Может быть, от нее следует избавляться, как избавляются от физических недугов? Вокруг этих вопросов шла наша беседа с академиком П. В. СИМОНОВЫМ - директором Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии АН СССР, автором известных работ в области физиологии эмоций.

Наш собеседник начал с уточнения:
- Я буду говорить о душе, как естествоиспытатель, как человек, занимающийся исследованием мозга. Может быть, определение души было бы легче искать в рамках религиозных представлений. Но хочу заметить: вне зависимости от того, какую религию исповедует человек, верующий или же убежденный атеист, он все равно не может обойтись без таких понятий, как духовность и бездуховность, душевность и бездушие... То есть без души никуда не деться! Один выдающийся философ, я имею в виду Шопенгауэра, заметил, что «люди, которые отрицают душу, забыли взять в расчет самих себя».
Понятия духовности, душевности не могут быть заменены такими понятиями, как ум, образованность или, скажем, эмоциональность. Какую бы из психологических характеристик мы ни взяли, ни одна из них не эквивалентна представлению о душе.

- Но где же искать корни того, что мы называем душой? —На ваш вопрос я могу ответить так: все то, что ассоциируется с представлением о душе, заключено в сфере потребностей и мотивов. Ведь именно они, потребности, движут поведением человека, его желаниями, определяют, чем, как говорится, жив человек, что ему нужно, к чему он стремится. Вообще все потребности можно, несколько упрощая, разделить на три категории. Это, во-первых, витальные, связанные с жизнеобеспечением: потребность в пище, одежде, жилище... Во-вторых, это потребности социальные. Согласитесь, каждому из нас хочется, даже просто необходимо, принадлежать к определенной группе, занимать в ней свое место, пользоваться вниманием и поддержкой других ее членов. Ведь человек социален по самой своей природе, и эти потребности органичны, естественны для него.

Наконец, третью категорию, тоже достаточно самостоятельную, можно обозначить как идеальные потребности. Прежде всего это потребность познания и творчества. И мы говорим, что человек менее духовен или более духовен в той мере, в какой в нем выражено стремление познать и понять окружающий мир и самого себя как малую частицу мироздания, задуматься над смыслом существования вообще, над смыслом собственной жизни.
-А душевность? Это ведь немного другое понятие?
—Потребности очень разнообразны, но в них можно усмотреть еще и такое деление: «для себя» и «для других».
«Для себя», понятно, то, что нужно мне, мои права, мое место под солнцем... Для других — то, что я хочу, стремлюсь, внутренне обязан сделать для близких и дальних, порой даже в ущерб себе, принуждая себя. Это и есть альтруизм. Так вот, душевность— степень выраженности альтруистических потребностей что-то делать для других.

— Павел Васильевич, всегда почему-то считалось, что человеку высокодуховному практически чуждо стремление к материальному. Он далек от всего «весомого, грубого, зримого» и живет лишь идеалами типа, скажем, всеобщего равенства и братства. Как вы считаете, стремление к достижению земных благ действительно зачеркивает «души высокие порывы»?— Я бы вообще не стал так резко противопоставлять одно другому. Ведь все потребности — и первые, и вторые, и третьи — органично присущи любому человеку. Дело только в их соотношении, в том, что является главенствующим. Если единственным или хотя бы главным стремлением человека остается достижение материальных благ, причем за счет попрания прав других людей, за счет пренебрежения социальной справедливостью, за счет отказа от познания, творчества, от владения культурным наследием, мы вряд ли можем назвать его духовным. И он, конечно, не вызовет у нас симпатий.

Но и полностью приносить себя в жертву другим — вот, смотрите, я весь для других, мне ничего не нужно - тоже противоестественно.
Да, мы превыше всего ценим в людях способность сопереживать, ставить себя на место другого, чувствовать его состояние, готовность этому другому помогать. Но я против того, чтобы полностью растворяться в других. На мой взгляд, жертвенность в чистом виде не продуктивна, она не может стать всеобщим жизненным кредо, поскольку это противоречит самой человеческой природе. Это некая крайность. А крайности в том числе и благие - истинному добру не ведут.

Правда, мы гораздо охотнее помещаем душу в сердце по той простой причине, что сердце очень откликается на наши чувства, переживания. Но рождаются эмоции, чувства — и добрые, и злые — в мозге! Сегодня я еще не готов вам указать конкретный отдел мозга, где было бы средоточие души, как мог бы назвать отделы, связанные преимущественно со зрением, слухом, речью... Изучение физиологического механизма потребностей и мотиваций оказалось едва ли не самой трудной областью науки о мозге. Локализация функций -вообще проблема сложная. Пока нам известны, и то не до конца, участки мозга, ведающие голодом, жаждой, половым влечением... Конечно, это не точка, не какой-то один центр, а всегда некая разветвленная система, элементы которой обнаруживаются на разных этажах, в разных участках мозга.

А вот где, скажем, прячется потребность в новизне, в притоке информации — уже ответить трудно. Теоретически в перспективе, я убежден, ученые смогут сказать, в каких отделах мозга находятся те элементы, которые, работая совместно, формируют нашу душу, наш духовный облик.
Но даже если мы узнаем их локализацию, это ни в коей мере не будет означать, что, воздействуя на такие элементы, специалисты смогут сделать человека духовным. Тем более душевным. Я убежден: единственным способом «выращивания» души остается воздействие всей окружающей среды, воспитание, формирование альтруистических потребностей, высоких жизненных ценностей.

— Но если эти духовные потребности присущи, как вы говорите, нашей природе, почему для того, чтобы они себя проявили, человек должен расти в определенной среде? Почему необходимо прививать - и достаточно настойчиво! - эту якобы присущую потребность «для других», в то время как «мое, мне, для меня» властно заявляет о себе с младенчества и ни в каком воспитании не нуждается?
— Я согласен с вами: социальные побуждения, идеальные потребности более хрупки, более уязвимы, чем те, которые мы называем эгоистическими. Но посмотрим на это в историческом разрезе.
Эволюция на протяжении миллионов лет отрабатывала достаточно совершенную программу выживания. Новорожденный изначально должен быть обеспечен минимумом самых насущных, витальных (что значит жизненных) побуждений, без которых ему просто не выжить. На первом этапе он обязан быть стопроцентным эгоистом! Лишь потом под влиянием материнской любви, общения с близкими людьми у него начинают формироваться социальные потребности. Проявляется то, к чему он потенциально способен. И здесь уже недостаточно одних генетических задатков, требуются воспитание и определенная среда обитания.

- Не кажется ли вам, что на протяжении ряда десятилетий у нас преобладала такая среда, которая угнетала, гасила эту потенциальную потребность сопереживать, сочувствовать, со-действовать другому. Духовность и душевность так настойчиво изгонялись, что стал наблюдаться их массовый исход. Людям стало казаться, что эти понятия и то, что за ними стоит, просто мешают жить. Главное — «грести под себя». — Да, хорошенький вопрос! Действительно, иногда, в какой-то конкретной ситуации кажется, что выжить легче, будучи эгоистом. Но на более длительном протяжении эволюционного, исторического процесса спасительным был именно альтруизм. Если бы у человека были только эгоистические начала, то род человеческий, наверное, перестал бы существовать.

Я вам больше скажу: зачатки эмоционального резонанса есть даже у животных. Вот, например, в эксперименте у обезьян вырабатывали такой рефлекс: их раздражали током, и, чтобы избавиться от боли, надо было нажимать на рычаг. Потом этим обученным обезьянкам показывали обезьяну в состоянии страха. И что вы думаете? Они тут же бросались нажимать на рычаг, чтобы как-то ей помочь!
Двадцатидневные крысята в эксперименте сами перетаскивают своих более слабых «сокамерников» в безопасный отсек, где они не испытывают никаких болевых ощущений. А когда их слегка начинают раздражать током в этом отсеке - тащат в обратном направлении.
Я мог бы привести еще десятки аргументов в пользу того, что потребности «для других» органически присущи нормальному человеку. Но они требуют внимания, поощрения, их надо стимулировать.

— А, быть может, нужно включить в сектор «для себя» более широкий круг понятий? Скажем, такой примитивный пример. Можно «вылизать» свою квартиру, машину, дачу. И совершенно не замечать, что творится вокруг: отвратительные замусоренные дворы и подъезды домов, умирающая отравленная речушка, протекающая возле той же дачи... Все это уже не мое и меня не касается. Но «ничейная» заброшенная среда мстит: мы и наши дети живем в загрязненной атмосфере — экологической, духовной. Грязь в прямом и в переносном смысле проникает в наши поры все глубже, не оставляя душе экологически чистого пространства, загоняя ее в угол. Думается, выход один— осознать как «свое» все, что нас окружает. И отвечать за это именно как за свое!

- Понимаете, я не хочу сбиться на позиции проповедника или моралиста. Тем более что они мало перспективны. Еще Сократ объяснил, что главная загадка человека заключается в том, что он прекрасно знает, что такое хорошо, но делает плохо. Если бы по неведению, по непониманию! И после Сократа великие умы, проповедники, утописты все думали, что главное — человеку объяснить. Он, бедный, темный, просто не знает. Вот мы ему объясним, и все встанет на свои места. Все возьмутся за руки и пойдут навстречу светлому завтра.
-Так почему же этого не происходит?!

-Об этом очень хорошо сказал Федор Михайлович Достоевский устами Разумихина, имея в виду социалистов того времени. Помните, были такие социалисты-утописты, которые проповедовали общежития-коммуны, называемые фаланстерами? Так вот, Разумихин говорит: «Фалан-стерато и готова, да натура-то у вас для фаланстеры еще не готова, жизни хочет, жизненного процесса еще не завершила!»
Мы без конца апеллируем к сознанию, к сознательности. А человек знает, что хорошо. Знает! Да делает то, что плохо. Зная. Потому что не правила руководят им, а потребности.
- Но где же выход? Ведь так, на поводу у потребностей, можно вплотную подойти к краю пропасти!

Спасение в Альтуизме
— Можно, конечно, если вовремя их не обуздать и не остановиться. Известный ученый Артур Кестлер в одной из своих работ предположил, что человек — ошибка эволюции. Ну, ошиблась природа и создала существо, которое идет навстречу своей собственной гибели! Бывают же тупиковые ветви эволюции...
— Неужели он прав? Вы согласны с тем, что человечество - тупиковая ветвь? Вроде динозавров, мамонтов?
— Не согласен. Не согласен не потому, что это неприятно и обидно для «хомосапиенса». Просто, понимаете, мой не столь долгий век и происходящие за это время события убедили меня в том, что в ходе развития человеческой цивилизации создалась некая аварийная система взаимопомощи, взаимодействия, которая срабатывает в экстремальных ситуациях. И когда человечество подходит к краю бездны, она, система, включается. Вот яркие тому примеры. Вторая мировая война. Уж на что были противоположны идеологии, установки, государственные
системы стран антигитлеровской коалиции. Уж какими были разными страны-союзники. Но когда в образе гитлеризма нависла угроза существованию цивилизации вообще, объединились же!

Или, скажем, совсем недавние события в Персидском заливе.
И мне вот этот путь развития человечества— путь согласия, взаимопонимания, объединения усилий каждого во благо всех -представляется более вероятным, чем тот тупиковый, предсказанный Артуром Кестлером.
Видимо, если говорить о сегодняшней нашей действительности, то для нас самое время включать механизмы сочувствия, сострадания, сотрудничества. И нет у нас другого выхода, чем прислушаться и к доводам разума, и к голосу души. Пробуждать, развивать в себе потребности «для других». Понять, что быть гуманистом, альтруистом просто необходимо. Сегодня, помогая другим, ты спасаешь себя, своих детей, мир.



Источник http://venus-med.ru/.
(голосов:0)
Похожие статьи:
Вопрос простой: правда ли, что если вас ревнуют, то значит любят? А, может быть, любят не вас, а себя? А, может, вообще не любят, если подозревают в измене, да еще устраивает публичные разборки? Что же это за чувство такое – ревность? Или это уже не чувство, а психическое заболевание? Об этом корреспондент «Правды.ру» беседует с врачом-психотерапевтом Сергеем Ефимовым.

- Сергей Викторович, можно ли ревность назвать болезнью?

- Ревность – это, скорее, болезненное чувство, которое присуще определенным людям, как неотъемлемая часть их личности. Достаточно внешнего толчка, чтобы это чувство проснулось. Хотя, вы правы, что бывают ситуации, когда ревность превращается в болезнь. Например, ревность алкоголика.

Обычно человек, страдающий алкогольной зависимостью, начинает ревновать только после того как выпьет. Ревнует ко всему: к соседу, к одноклассникам, к друзьям, которые живут в другом городе, к собаке и даже к мебели в доме. Ревнует тем ярче и агрессивнее, чем больше выпито. И, наконец, сам начинает верить в то, что себе напредставлял.

Дело в том, что пьющий человек внутри себя понимает, что он отличается от нормальных людей, его самооценка падает и он пытается ее скомпенсировать доступными методами. А ревность – вариант легкий и доступный. Вот и превращается после рюмки робкий тихоня по жизни в жестокого и драчливого ревнивца. В таких случаях в первую очередь нужно идти к наркологу лечить алкоголизм, а уж потом к психотерапевту поднимать самооценку.

- Другими словами, ревнивец – это человек с комплексом неполноценности?- «Муки ревности» действительно чаще всего возникают у людей мнительных, застенчивых, униженных в детстве и так далее. Особенно ярко ревность выражается у тех, кто носит обличье льва, а в душе остается мышкой. И чем сильнее этот разрыв, тем яростнее приступы ревности.

- Вы сказали о детских унижениях. Получается, что ревнивцы воспитываются с младых ногтей?- Все идет из детства. Все комплексы, которыми мы страдает, внутренние причины неудач, болезней закладываются в нас, в основном, до пятилетнего возраста. Недаром некоторые народы, такие как японцы, например, стараются маленьких детей предоставлять самим себе и не наказывать за то, что они там накуролесят. Именно тогда в человеке формируется стержень его личности.

У нас же именно в этот пятилетний период детей воспитывают особенно усиленно. Причем воспитание заключается, как правило, в огромном количестве запретов и рамочных условий типа «если ты сделаешь так, то я отвечу так». А представьте маму, которая заявляет своему малышу: «Делай, как сказано, а то я тебя люить не буду». Ребенок в ужасе и вырастает с четкой установкой, что любить можно только «за что-то». Одновременно к нему прирастает маска добропорядочного человека, под которой прячется его истинное лицо, которое не всегда приятно выглядит.

Но в какой-то ситуации это нутро все равно прорвется сквозь маску и выльется либо в невротический комплекс, либо в антисоциальное поведение, либо в озлобленность и болезнь. Это компенсаторная реакция организма, чтобы, так сказать, удержаться на плаву.

А причина ревности обычно заключается в двух особенностях личости: в неверной самооценке (чаще заниженной) и в чувстве собственности по отношению к другой личности.

- И как с этим справляться?- Для начала повысить самооценку и разобраться в своих эмоциях. Для этого нужна честность перед самим собой. А когда вы разберетесь (самостоятельно или с помощью психолога), то тут нужно себя заново принять и зауважать. А затем попытаться понять, что любовь к другому человеку – это прежде всего забота о нем, о развитии его личности. А о каком же развитии можно говорить, если вы его считаете своей собственностью?

Если человека стараются удерживать в жестких рамках любыми способами, то он и вырываться из этих рамок станет любыми способами – обманом, хитростью, скандалом. А если любимый останется личностно свободным, то при взаимном чувстве он сам останется в рамках благодаря совести. И свои поступки будет оценивать критерием «понравится он любимой или любимому или нет».Так что, чем больше свободы, тем больше любви.

- Хорошо. Но что делать, если человек уже ревнует и, возможно, небеспочвенно. Он изводит и себя и другого. Что тут делать?- Нужно найти в себе силы перейти некий барьер и вступить в диалог с человеком, которого вы любите. Искренность – главное оружие. Ревнивцу нужно разобраться в себе, но с ее помощью. Можно представить такой диалог. Он говорит: «Дорогая, я так тебя люблю, что хочу, чтобы ты знала, что я чувствую в этот момент». И никаких оценок! Говорить надо только своих эмоциях.

«Я понимаю, что причина во мне, но моя душа болит, когда я представляю тебя с другим мужчиной, пусть, даже и без всякого повода». Часто бывает, что в ответ он услышит, что ей оказывается кажется, что она ему не нужна, что чувствует себя одинокой. Такой диалог раскрывает людей, и вы, вдруг, поймете, что совсем не знали человека, с которым живете. Обычно после такого разговора наступает примирение. Нередко подобное случается даже на бракоразводных процессах.

К сожалению, чаще бывает, что идет поток взаимных обвинений. А когда человека обвиняют, он ничего не способен воспринимать. Все мысли только об обороне.

- Но ведь люди, супруги обычно собственники. Недаром говорят «мой муж», «моя жена»…- Увы, это так. Но другие люди могут быть для нас только спутниками в жизни, а никак не заменять собой нас самих. Все попытки сделать из другого человека свою собственную копию или подогнать его под некий идеал обречены на провал. Любовь способна лишь помочь людям пойти на взаимные уступки, чтобы притереться друг к другу, но не потерять свое «я».

- А ведь говорят, что большая любовь порождает большую ревность.- По-моему, наоборот: чем меньше любовь, тем больше ревность. Любовь – это стремление человека удовлетворить потребности любимого, забота о его безопасности и развитии. Если же даже один из этих компонентов выпадает, то речь идет о любви «за что-то». А это уже совсем другая история.


Комментарии к статье Спасение в Альтуизме :
КТ челюсти: современные способы лечения зубов
Современная стоматология часто использует последние новинки техники для наиболее эффективного лечения. Поскольку нижняя часть зуба скрыта десной, то
Протезирование зубов: насколько полезно для зубов?
Протезирование зубов – это операции по восстановлению зубными протезами потерянных зубов или зубов, которые невозможно восстановить другими
Где вылечить зубы в Туле?
Для того чтобы человеку стать успешным необходимо иметь не только соответствующие черты характера, но еще и приятную внешность. И ничто так не
Обзор стоматологической установки FONA
Современная техника достигла невиданных высот – еще пару лет назад мы и мечтать не могли о таких вещах как стоматологические установки FONA,
Пульпит и его симптомы
При плохом и недостаточно тщательном уходе за полостью рта микробы и бактерии могут проникать в нерв зуба через повреждение вызванное кариесом,
Как подобрать стоматологию под ваш кошелёк?
С течением времени мы стали избалованными высоким качеством услуг, предоставленных в стоматологиях. В стоматологиях Челябинска уже много лет работают


Каталог медицинский - журнал онлайн © 2012-2017 Все права защищены.Копирование материалов разрешено при условии установки активной ссылки на "http://katalogmedik.ru". Интеллектуальная собственность юридически защищена Каталог медицинский


Яндекс.Метрика